Система управления рисками
Банк стремится к обеспечению сбалансированности интересов бизнеса и общества, а также обеспечивает согласованность своих экономических, экологических и социальных целей для устойчивого развития в долгосрочном периоде. Банк интегрирует принципы устойчивого развития, закрепленные международными стандартами в области устойчивого развития, в систему управления, стратегию развития и ключевые процессы.
В Банке функционирует эффективная система управления рисками, которая соответствует действующему законодательству, а также учитывает международные стандарты в области управления рисками.
С целью формулирования единого подхода к управлению рисками и построению интегрированной системы управления рисками Банка была разработана Политика управления рисками. Она охватывает основные понятия и виды рисков, принципы и организационную структуру системы управления рисками, а также включает в себя определение риск-аппетита и порядок формирования перечня существенных рисков.
Основными регламентирующими документами в системе управления рисками и внутреннего контроля, определяющими процессы и способы оценки реагирования на риски и оценку средств контроля, являются:
- Политика управления рисками;
- Политика управления капиталом;
- Политика управления ликвидностью;
- Политика управления рыночным риском;
- Политика управления кредитным риском;
- План финансирования на случай непредвиденных обстоятельств;
- Стратегия риск-аппетита;
- Политика внутреннего контроля;
- Политика управления непрерывностью деятельности;
- Политика управления операционными рисками;
- Политика управления рисками информационной безопасности;
- Политика управления рисками информационных технологий и другие.
Банк в процессе управления рисками использует различные подходы, учитывая требования регуляторного органа как участника финансовой системы страны, такие как:
- система трех линий защиты;
- формирование стратегии риск-аппетита Банка;
- оценка достаточности капитала;
- оценка достаточности ликвидности;
- проведение стресс-тестирований по основным финансовым показателям Банка;
- обеспечение наличия системы управленческой отчетности.
Для успешной реализации стратегии Банк на регулярной основе анализирует ключевые риски, которые могут повлиять на достижение стратегических целей и финансовую устойчивость Банка, разрабатывает соответствующие меры по их минимизации. В отчетном году, как и в прошлых периодах, Банк продолжает поддерживать высокий уровень ликвидности и достаточности капитала, которые значительно перекрывают требования регуляторного органа.
Организационная структура риск-менеджмента
Организация управления рисками Банка включает в себя выполнение функций Советом директоров Банка, Комитетом по рискам и внутреннему контролю Совета директоров Банка, Правлением, другими уполномоченными органами Банка, а также подразделениями риск-менеджмента, отвечающими за оценку, контроль и мониторинг рисков, с распределением полномочий и обязанностей между ними.
Совет директоров Банка несет ответственность за надлежащее функционирование системы управления рисками, учитывая бизнес-модель, масштаб деятельности, виды и сложность операций, и обеспечивает эффективный процесс выявления, измерения, оценки, мониторинга, контроля и минимизации существенных рисков с целью определения необходимого уровня собственного капитала и ликвидности для покрытия этих рисков. При Совете директоров Банка действует Комитет по рискам и внутреннему контролю, обеспечивающий координацию процесса управления рисками в Банке, включая разработку внутренних нормативных документов, а также определение риск-профиля Банка. Правление, в свою очередь, отвечает за мониторинг процесса управления рисками и внедрение мер по снижению рисков, несет ответственность за предоставление Совету директоров Банка необходимой информации по утвержденным уровням риск-аппетита и причин их нарушения (при наличии).
Глава риск-менеджмента назначается и освобождается от должности решением Совета директоров Банка. Глава риск-менеджмента обладает достаточными полномочиями, независимостью и ресурсами для регулярного взаимодействия с Комитетом по рискам и внутреннему контролю Совета директоров Банка и Советом директоров Банка. Он организует и координирует деятельность в сфере внутреннего контроля, андеррайтинга и залогового обеспечения, финансовых и кредитных рисков.
В обязанности подразделений риск-менеджмента входит общее управление рисками и осуществление контроля за применением общепринятых методов/подходов по обнаружению, оценке, управлению и составлению отчетов как по финансовым, так и по нефинансовым рискам.
Установление риск-аппетита
Утвержденная Советом директоров Банка Стратегия риск-аппетита направлена на соблюдение обеспечения оптимального соотношения между выполнением стратегических задач Банка, доходностью основных направлений деятельности Банка и уровнем принятых Банком рисков, на внедрение риск-культуры на всех уровнях организационной структуры Банка, а также на распространение практики соблюдения уровней риск-аппетита в рамках риск-культуры.
В рамках Стратегии риск-аппетита решением Совета директоров утверждаются уровни риск-аппетита и агрегированный (агрегированные) уровень (уровни) риск-аппетита по существенным видам рисков, которые выражаются через количественные и качественные показатели, где количественные данные применяются для оценки управляемых рисков, а качественные – для нефинансовых рисков. Данные уровни определяют четкие границы объема принимаемых рисков, в пределах которых осуществляется деятельность Банка в рамках реализации общей стратегии Банка, с учетом риск-профиля деятельности Банка с целью недопущения реализации рисков либо минимизации их отрицательного влияния на финансовое положение Банка.
Основными видами риска, определяющими совокупность рисков, которым подвержен Банк и формирующими его риск-профиль, включая в том числе существенные виды риска, определенные на 2024 год, являются:
Существенные риски:
- Кредитный риск;
- Риск ликвидности;
- Рыночный риск;
- Операционный риск;
- Стратегический риск.
- Риски информационных технологий;
- Риски информационной безопасности;
- Комплаенс-риск;
Иные риски:
- Юридический риск;
- Налоговый риск;
- Репутационный риск;
- ESG-риски;
- Риски коррупции и мошенничества;
- Риски внутреннего контроля;
- Риски управления персоналом;
- Аудиторские риски.
Агрегированный уровень риск-аппетита выражен количественно и включает в себя кредитный, рыночный, операционный риски и риск ликвидности.
Утвержденная на 2024 год структура агрегированного уровня риск-аппетита Банка, следующая: кредитный риск – 69 %, риск ликвидности – 17 %, рыночный риск – 13 %, операционный риск – 1 %.
Мониторинг соблюдения уровней риск-аппетита в соответствии с утвержденным Заявлением риск-аппетита Банка осуществляется на периодической основе, информация по результатам которого направляется на рассмотрение уполномоченных органов Банка, включая Совет директоров Банка.
Процесс идентификации и мониторинга рисков
Система управления рисками Банка представляет собой совокупность компонентов, которая, обеспечивает механизм взаимодействия разработанных и регламентированных Банком внутренних процедур, процессов, политик, структурных подразделений Банка с целью своевременного выявления, измерения, контроля и мониторинга рисков Банка, а также их минимизации для обеспечения его финансовой устойчивости и стабильного функционирования.
Банк уделяет высокое внимание управлению рисками, особенно акцентируя внимание на идентификации и оценке существенных рисков, которые могут существенно повлиять на финансовую стабильность, репутацию или ликвидность Банка.
Банк осуществляет идентификацию существенных рисков путем:
- проведения анализа и оценки планируемых Банком операций, всех балансовых и внебалансовых статей, подверженных риску;
- анализа текущей рыночной ситуации и анализа влияния изменений внешних и внутренних факторов на риски;
- разработки набора инструментов и индикаторов для анализа и оценки рисков.
По результатам идентификации осуществляется ежемесячная количественная оценка существенных рисков Банка, методами, позволяющими достоверно оценить степень подверженности Банка риску с учетом допущений, используемых в данных методах.
Оценка риска состоит в определении величины и вероятности возможных потерь за заданный период времени и их влияние на финансовое состояние Банка. Количественная оценка позволяет определить сумму, которую Банк может потерять при данном уровне риска.
Методы оценки существенных рисков включают, но не ограничиваются:
- Оценка ожидаемых кредитных убытков в соответствии с требованиями МСФО и регуляторного органа;
- Value-at-Risk (VaR), Expected Shortfall (ES) для оценки рыночного риска Банка;
- Метод анализа разрывов (ГЭП-анализ) для оценки процентного риска и риска ликвидности Банка;
- Дюрация для оценки процентного и ценового рисков Банка;
- Коэффициентный анализ для оценки риска ликвидности (метод коэффициентов ликвидности, включая LCR, NSFR)
- Стресс-тестирование: сценарный анализ и анализ чувствительности для оценки рыночного, кредитного риска и риска ликвидности Банка;
- Прогнозирование и моделирование, включая прогнозирования будущих денежных потоков для оценки рыночного риска и риска ликвидности.
Банком используются способы регулирования существенных рисков в целях ограничения уровня риска такие как: лимитирование, диверсификация, резервирование.
Система управления рисками обеспечивает осведомленность уполномоченных органов Банка, принимающих решения, связанные с рисками, через создание эффективной системы корпоративного управления и предоставление полной, достоверной и своевременной информации о существенных рисках, присущих деятельности Банка.
Система внутреннего контроля
Система внутреннего контроля в Банке (далее – СВК) сформирована в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, Базельского комитета по банковскому надзору, лучшими мировыми практиками. Банк применяет в построении системы внутреннего контроля концепцию «Интегрированной модели COSO» 2013 года. СВК представляет собой процесс, встроенный в повседневную деятельность, осуществляемую Советом директоров, коллегиальными органами, структурными подразделениями и всеми работниками Банка при исполнении своих обязанностей, и направленный на выполнение следующих целей:
- обеспечение эффективности деятельности Банка, включая эффективность управления банковскими рисками, активами и пассивами, обеспечение сохранности активов;
- обеспечение полноты, достоверности и своевременности финансовой, регуляторной и другой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности;
- обеспечение соблюдения Банком требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан;
- недопущение вовлечения Банка и его работников, клиентов Банка в осуществление противоправной деятельности.
Совет директоров осуществляет контроль над деятельностью Правления Банка путем обеспечения внедрения СВК, а также надзор над состоянием СВК. Комитет по рискам и внутреннему контролю Совета директоров Банка осуществляет контроль над функционированием СВК, рассмотрение результатов оценки качества и эффективности функционирования СВК. Комитет по аудиту Совета директоров Банка рассматривает отчеты по оценке эффективности СВК и результаты и качество выполнения разработанных мероприятий (корректирующих действий) по СВК и предоставляет рекомендаций Совету директоров Банка по совершенствованию СВК. Правление Банка обеспечивает наличие и функционирование всех компонентов и всех принципов СВК.
Банк разрабатывает процедуры осуществления внутреннего контроля, основанные на следующих взаимосвязанных элементах:
- контроль за управлением рисками;
- контрольные действия и разделение полномочий;
- информация и взаимодействие;
- мониторинг и исправление недостатков.
В СВК Банка используются такие средства контроля, как:
- контроль, осуществляемый Советом директоров, комитетами Совета директоров, Правлением Банка в целях выявления и устранения недостатков внутреннего контроля, нарушений, ошибок;
- контроль, осуществляемый руководителями структурных подразделений;
- контроль физического наличия и доступа к материальным ценностям, обеспечения охраны помещений для хранения материальных ценностей;
- проверка соблюдения установленных лимитов;
- система согласования и делегирования прав и полномочий;
- проверка своевременного и корректного отражения операций и сделок Банка в бухгалтерском учете и отчетности;
- проверка соблюдения политик и процедур Банка при совершении операций и сделок.
С позиции внутреннего контроля обеспечивается обязательный учет всех операций и сделок Банка, в том числе используются такие средства контроля за финансовым учетом и отчетностью как контроль:
- информационных систем, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в Банке на предмет соответствия законодательству Республики Казахстан в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и МСФО;
- наличия в Банке внутренних документов по вопросам ведения бухгалтерского учета;
- обеспечения хронологической и своевременной регистрации операций и событий в бухгалтерском учете;
- обеспечения возможности формирования финансовой отчетности по состоянию на конец каждого операционного дня;
- соответствия синтетического (итогового) учета аналитическому (детальному) учету;
- осуществления регулярных проверок бухгалтерских записей работниками, которые не вовлечены в процесс санкционирования или отражения операций в финансовой отчетности;
- осуществления бухгалтерских записей на основании первичных документов и обеспечения надлежащего оформления и сохранности первичных документов;
Контрольные действия в операционной деятельности распределяются в рамках разделения обязанностей в целях минимизации конфликта интересов и условий его возникновения, совершения противоправных действий, а также недопущения предоставления одному и тому же структурному подразделению и (или) работнику возможности:
- совершать банковские операции и другие сделки и одновременно осуществлять их отражение в учете;
- санкционировать выплату денег и осуществлять их фактическую выплату с учетом лимитов, установленных внутренними документами Банка;
- проводить операции по счетам клиентов Банка и счетам, отражающим собственную финансово-хозяйственную деятельность Банка;
- оценивать достоверность и полноту документов, представляемых при выдаче кредита, и осуществлять мониторинг возврата кредита;
- совершать действия в любых других сферах деятельности, где может возникать конфликт интересов.
В зависимости от операций Банка применяются следующие методы контроля:
- двойной контроль (принцип «четырех глаз» и «совместного доступа»);
- анализ операций;
- отчеты о результатах операций для обеспечения руководства Банка информацией о показателях работы Банка, финансовых условиях и отклонениях от бюджета;
- обучение персонала Банка приемам контроля и выявления ошибок;
- обеспечение защиты данных;
- обеспечение защиты от ошибок персонала;
- проверка на наличие ошибок в целях их своевременного обнаружения.
С позиции внутреннего контроля обеспечивается наличие достоверной и подробной информации финансового, операционного характера и сведений о соблюдении установленных требований гражданского, налогового, банковского законодательства Республики Казахстан.