Корпоративная ответственность
Банк рассматривает корпоративное управление как средство повышения эффективности своей деятельности, обеспечения транспарентности и подотчетности, укрепления его репутации и снижения затрат на привлечение им капитала, а также как свой вклад в обеспечение верховенства закона в Республике Казахстан и фактор, определяющий место Банка в современной экономике и обществе в целом. Банк обеспечивает полную прозрачность и ясность своей деятельности путем раскрытия информации в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Правила раскрытия информации АО «Отбасы банк»
Корпоративное управление Банка строится на основах справедливости, честности, ответственности, прозрачности, профессионализма и компетентности. Эффективная структура корпоративного управления предполагает уважение прав и интересов всех заинтересованных в деятельности Банка лиц и способствует успешной деятельности Банка, в том числе росту его ценности, поддержанию финансовой стабильности и прибыльности.
Отношения между участниками в системе Корпоративного управления в Банке регулируются внутренними документами Банка, разработанными на основе международной практики. Структура корпоративного управления Банка соответствует законодательству и определяет разделение обязанностей между органами Банка. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственном имуществе» Департаментом внутреннего аудита Банка на периодической основе проводится независимая оценка корпоративного управления. Обзор результатов независимой диагностики корпоративного управления
Структура корпоративного управления


В соответствии с законодательством Республики Казахстан организационная структура Банка состоит из следующих органов управления:
- Высший орган — Единственный акционер
- Орган управления — Совет директоров
- Исполнительный орган — Правление
- Орган, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Банка — Подразделение внутреннего аудита
- Иные постоянно действующие коллегиальные органы Банка, создаваемые в соответствии с законодательством Республики Казахстан и внутренними документами Банка для реализации различных направлений деятельности Банка.
- Банк на постоянной основе проводит мониторинг цифровых каналов обслуживания клиентов на наличие мошеннических операций и использует горячую линию по вопросам мошенничества и коррупции;
- В случаях выявления мошеннических операций и поступлении обращений от клиентов с подозрением на мошеннические действия, Банк незамедлительно производит блокировку счетов и аккаунтов клиентов в целях сохранения денежных средств;
- При выявлении мошеннических сайтов Банк предпринимает меры по блокировке этих сайтов;
- Если у вас возникли подозрения на мошеннические действия или столкнулись с фактами коррупции, просим обращаться на горячую линию по тел: +7 (727) 330-94-82 или направить сообщение по адресу: antifraud@otbasybank.kz
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ
Выдержки из Политики управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма
РЕЗУЛЬТАТЫ внутреннего анализа коррупционных рисков в АО "Жилищный строительный сберегательный банк "Отбасы банк"" за 12 месяцев 2020 года
Внутренний анализ коррупционных рисков проводился по следующим направлениям:
- Выявление коррупционных рисков во внутренних документах Банка;
- Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Банка. Анализ проведен силами рабочей группы, сформированной в соответствии с Приказом.
Выявление коррупционных рисков во внутренних документах Банка
В рамках анализа внутренних документов по 9 внутренним документам Банка выявлены отдельные нормы, потенциально создающие коррупционные риски.
Выявление коррупционных рисков в организационно-управленческой деятельности Банка
- Управления персоналом, в том числе сменяемость кадров: коррупционных рисков в рамках управления персоналом, в том числе сменяемости кадров, не выявлено;
- Урегулирование конфликта интересов: коррупционные риски в рамках урегулирования конфликта интересов не выявлены;
- Оказание государственных услуг: Банк не оказывает государственные услуги;
- Реализация разрешительных функций: Банк не осуществляет разрешительных функций;
- Реализация контрольных функций: Банк не выполняет контрольных функций;
- Иные вопросы, вытекающие из организационно-управленческой деятельности.
По результатам анализа организационно-управленческой деятельности Банка даны следующие рекомендации:
- Регламентировать во внутренних документах Банка порядок рассмотрения кандидатов на вакантные должности работников Центрального аппарата в случае несоответствия квалификационным требованиям Банка, за исключением руководителей среднего звена и линейных руководителей;
- Регламентировать во внутренних документах Банка обязанность кандидатов на должности, приравненные к должностям, уполномоченным на выполнение государственных функций, в письменной форме уведомить руководство Банка о работающих в этой организации близких родственниках, супруге и (или) свойственниках;
- С целью минимизации факторов, потенциально создающих коррупционные риски, внести изменения и дополнения во внутренние документы Банка в соответствии с мероприятиями и сроками, предусмотренными в плане мероприятий;
- Предусмотреть включение в договора закупок, заключаемые Банком, положений, предусматривающих обязательное соблюдение сторонами договора норм антикоррупционного законодательства.
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ И ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
Схема управления рисками
При управлении финансовыми рисками Банк придерживается консервативной политики. Финансовые риски в портфеле финансовых инструментов Банка контролируются через систему лимитов и анализ активов, подверженных рискам. Лимиты распределяются по направлениям бизнеса и видам операций. Используемые Банком методы измерения финансовых рисков (кредитного, рыночного, операционного, риска ликвидности) дают возможность получения агрегированного показателя финансового риска.
Оценка и мониторинг финансовых рисков производится в разрезе отдельного инструмента и портфеля в целом посредством методологии VaR. Рассчитывается величина экономического капитала, резервируемого против возможных потерь вследствие финансовых рисков. Для оценки показателя VaR используются три основных метода анализа: ковариационный метод, метод исторического моделирования, метод стохастического моделирования (Монте-Карло).
В целях управления ликвидностью, определена политика управления риском ликвидности, которая предусматривает диверсификацию источников ресурсов для достижения максимальной ликвидности. Для оптимизации уровня ликвидности Банк ежегодно устанавливает лимиты на максимальный разрыв кумулятивной ликвидности.
Операционный риск
Операционный риск - вероятность возникновения потерь в результате неадекватных и недостаточных внутренних процессов, человеческих ресурсов и систем, или влияния внешних событий, за исключением стратегического риска и репутационного риска;
С целью поддержания операционного риска на приемлемом для Банка уровне, обеспечивающем сохранение собственного капитала и устойчивую работу Банка, разработана Политика по управлению операционными рисками. В политике раскрываются задачи и принципы управления операционными рисками, дана их подробная классификация, рассмотрена организационная структура управления операционным риском.
Управление операционными рисками представляет собой непрерывно действующий в Банке управленческий процесс, состоящий из следующих основных этапов:
- Выявление операционных рисков;
- Оценка (измерение) операционных рисков;
- Мониторинг;
- Предотвращение/смягчение (контроль).
Банк в своей работе использует следующие методы управления ОР:
- Стандартизация банковских операций, предусматривающая разработку детальных процедур (порядков, технологии осуществления операций и сделок, заключения договоров), регулирующих порядок осуществления операций Банка, установления требований к порядку и уровню ее одобрения;
- Организация системы дополнительного и последующего контроля, систем текущей проверки проводимых сделок и операций, путем экспертизы внутренних документов;
- Установление внутреннего порядка разработки и согласования (визирования) внутренних нормативных документов;
- Формирование централизованной базы данных операционных убытков;
- Анализ влияния факторов операционного риска (как в совокупности, так и в разрезе их классификации) на показатели деятельности Банка в разрезе направлении деятельности;
- Расчет резервирования капитала под операционный риск;
- Обеспечение необходимого уровня квалификации персонала, повышение уровня квалификации персонала;
- Автоматизация банковских процессов и технологий, особенно в областях, связанных со стандартными операциями и большими объемами работ;
- Распределение обязанностей между подразделениями с учетом оптимизации нагрузки на отдельных работников;
- Комплексный анализ и контроль операционных рисков;
- Обеспечение работников актуальными ВД Банка.
Управление кредитным риском
- Регулярную оценку и мониторинг кредитного риска, а также мероприятия по совершенствованию данных процессов;
- Совершенствование системы внутренних кредитных требований к заемщикам Банка и предлагаемому по займам залоговому обеспечению;
- Расчет и определение лимитов кредитного риска устанавливающихся на группы связанных сторон, по отдельным видам продуктов кредитования и залогового обеспечения, а также на уровень полномочий кредитных коллегиальных органов Банка;
- Совершенствование процедур управления проблемными активами Банка, процедур досудебного и судебного взыскания.
Все рассматриваемые проекты и действующие займы проходят централизованную экспертизу определения кредитного риска, предлагаются мероприятия по снижению уровня риска.
В отношении залогового обеспечения применяется строгий диверсифицированный подход к качеству и достаточности обеспечения. Регулярно проводиться подтверждение рыночной стоимости залогового обеспечения. Подразделением риск-менеджмента осуществляется ценовой анализ тенденций рынков недвижимости по всем регионам Республики Казахстан, а также анализ структуры залогового портфеля.
Данная система позволяет на ранней стадии определить дальнейшую динамику развития займа и определить приемлемый уровень потерь.
Риски информационных технологий и информационной безопасности
- Риски информационной безопасности – вероятное возникновение ущерба вследствие нарушения конфиденциальности, преднамеренного нарушения целостности или доступности информационных активов Банка;
- Риски информационных технологий – вероятность возникновения ущерба вследствие отказа (нарушения функционирования) информационно-коммуникационных технологий, эксплуатируемых Банком.
Управление комплаенс-риском
Управление комплаенс-риском в Банке является составной частью системы управления рисками Банка. Основной целью управления комплаенс-рисками является минимизация и/или поддержание на приемлемом уровне комплаенс–рисков, таких как возникновение финансовых потерь у Банка и применения к ней юридических санкций вследствие несоблюдения требований законодательства Республики Казахстан, нормативных правовых актов уполномоченного органа, внутренних документов и процедур Банка, а также законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность Банка и признанного Республикой Казахстан.
Все участники системы управления комплаенс-рисками (3 линии защиты) в рамках своей компетенции и ответственности осуществляют управление комплаенс-рисками при строгом и неукоснительном соблюдении требований законодательства Республики Казахстан, законодательства иностранных государств, оказывающего влияние на деятельность Банка и признанного Республикой Казахстан, внутренних правил и процедур Банка и общепринятых норм поведения.
Внутренний контроль
В Банке функционирует система внутреннего контроля (далее – СВК), выстроенная в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Казахстан, а также общепринятыми международными практиками. СВК Банка соответствует текущей рыночной ситуации, стратегии, объему активов, уровню сложности операций Банка.
Внутренний контроль в Банке – процесс, встроенный в повседневную деятельность, осуществляемую уполномоченными коллегиальными органами Банка, структурными подразделениями и всеми работниками Банка при исполнении своих обязанностей.
Эффективный внутренний контроль в Банке обеспечивается путем формирования надлежащего управленческого контроля и культуры контроля (контрольной среды).
СВК Банка основывается на следующих принципах:
- Участие в процессе внутреннего контроля всех структурных подразделений и работников Банка;
- Охват внутренним контролем всех направлений деятельности и бизнес-процессов и регламентации процедур внутреннего контроля по всем направлениям и бизнес-процессам Банка;
- Осуществление внутреннего контроля на постоянной основе (непрерывность).
Банк определяет участников СВК на основе трех линий защиты.
Мониторинг СВК Банка на постоянной основе осуществляется первой и второй линией защиты, а также Правлением Банка. Существенные недостатки внутреннего контроля доводятся до сведения Совета директоров. Подразделение внутреннего аудита проводит оценку эффективности внутреннего контроля. Комитет по рискам и внутреннему контролю Совета директоров Банка осуществляет контроль над функционированием СВК.
СВК Банка является важным компонентом управления Банком, обеспечивая контроль над своевременным выявлением и оценкой на постоянной основе рисков, присущих Банку, и принятием своевременных мер по их минимизации в целях обеспечения разумных гарантий достижения поставленных целей и задач.